Высокая долговечность сети железнодородных путей, модульность вагонов и возможность использовать более одного локомотива для перевозки гораздо более тяжелых грузов позволили поездам стать очень длинными в конце 20-го и начале 21-го века. До этого поезда были в основном ограничены мощностью одного локомотива и конфигурацией сети поездов (частота пересечения дорог, расстояние между точками переключения путей и др. Первые более длинные поезда начали появляться, когда менеджеры поездов начали объединять два обычных поезда в один, придавая всей структуре поезда прирост мощности за счет размещения второго локомотива посреди вагонов. Позднее крупногабаритные поезда приводились в движение мощными дизель-электрическими локомотивами, мощность которых достигала 6000 л.с. и даже больше.
Списки самых длинных поездов можно разделить на несколько категорий с учетом конкретных рекордов, которые были побиты. Пассажирские поезда в основном имеют только пассажирские вагоны, но могут быть и другие типы вагонов, например, грузовые. Грузовые поезда общего назначения изменяют конфигурацию вагонов в зависимости от необходимости, часто ориентируясь на одно- или двухъярусные контейнерные вагоны. Грузовые поезда наливных грузов перевозят только один продукт в невероятных количествах, часто используя несколько мощных локомотивов для движения сотен грузовых вагонов.
Самые длинные пассажирские поезда
Австралия имеет богатую историю длинных поездов, используемых для перевозки массовых грузов, генеральных грузов и пассажиров. Ограничение по размеру австралийских поездов было установлено самым длинным размером их знаменитого поезда The Ghan, который начал курсировать в 1929 году между Аделаидой в Южной Австралии и Дарвином в Северной территории по колее протяженностью 2979 километров. Он продолжает работать даже сегодня. В своем наибольшем размере он достигал длины почти 1,2 км, состоя из 44 пассажирских вагонов. На большинстве маршрутов по Австралии он тянет от 16 до 26 вагонов.
В России есть пассажирский поезд из 32 вагонов, длина которого составляет 846 метров!
Большинство пассажирских поездов дальнего следования в Индии имеют длину около 600 метров и состоят из примерно 24 вагонов.
Самый длинный пассажирский поезд в Швеции достиг 530 метров в длину с более чем 20 вагонами и двумя локомотивами. Однако наиболее распространенные крупные пассажирские маршруты состоят из 17 вагонов и двух локомотивов.
Длина самого большого поезда Франции составляет 476 метров. Он был создан путем соединения двух поездов TGV Atlantique.
Самый длинный пассажирский поезд Японии - Токайдо Синкансэн N700, курсирующий между Токио и Осакой. Длина этого поезда из 17 вагонов составляет 404 метра.
В Нидерландах есть поезд из 15 вагонов длиной 403 м, который был создан путем соединения сразу пяти меньших поездов NS Intercity Materieel.
Самый большой пассажирский поезд Германии также создается за счет стыковки поездов. В данном случае это были два поезда ICE3 общей длиной 403 м.
Европейский поезд Eurostar, курсирующий между Великобританией и Францией, имеет длину 394 метра. В нем 20 вагонов, но не все из них пассажирские.
Знаменитый американский «Автопоезд» позволяет пассажирам спать либо в обычных туристических вагонах, либо в своих автомобилях, загруженных в специальные грузовые вагоны, состоящие из так называемых модулей «автострейков». Пропускная способность поезда - 320 вагонов.
Некоторые из самых известных поездов в Соединенных Штатах принадлежат цирковой компании Ringling Bros andBarnum & Bailey, основанной в 1919 году. Снаряжение и рабочая сила для их шоу доставляется двумя очень большими поездами под названием «Blue Tour» и «RedTour». У обоих по 40 пассажирских и 20 грузовых вагонов.
В разгар сезона путешествий по маршруту трансконтинентальных поездов в Канаде проходят поезда с 32 пассажирскими вагонами.
В 1991 году одноместный благотворительный поезд из Бельгии перевез 70 пассажирских вагонов с помощью одного электровоза. Его общая длина составила 1733 метра.
Самые длинные грузовые поезда для обычных грузов
Максимально допустимая длина грузового поезда для обычных (генеральных) грузов в Канаде составляет 3700 метров, хотя на некоторых участках все еще используются составы длиной 4200 метров, которые тянут двухъярусные контейнерные вагоны.
Соединенные Штаты установили ограничение на длину грузовых поездов на уровне 3658 м, что было сделано из-за ограничений технологии пневматического тормоза. Однако один специальный пробег на железной дороге Union Pacific состоял из 296 контейнерных вагонов, которые тянули девять локомотивов. Общая длина этого поезда была впечатляющей - 5,5 километров.
Обычные грузовые поезда Австралии имеют длину от 1500 до 1800 метров, в зависимости от участка железнодорожной сети, по которому они движутся.
Самый большой грузовой поезд в Индии курсирует по маршруту Бангалор – Дхармаварам. Его длина составляет 1222 метра, и он каждый день находится в движении по отдельной железнодорожной линии.
Во Франции есть товарный поезд, длина которого достигает 1524 метра.
В Саудовской Аравии, Нидерландах и Германии есть грузовые поезда длиной 1 км.
Многие грузовые поезда в Европе достигают длины 750 метров.
Новый Южный Уэльс ввел ограничения на длину грузовых поездов из-за конфигурации их железнодорожной сети, которая восходит к эпохе паровозов. Расстояние между пересекающими петлями является основным фактором установления таких ограничений.
Самые длинные грузовые поезда
Австралия - родина самых длинных наливных грузовых поездов. Обычная транспортировка железной руды BHP Billiton осуществляется поездами длиной 2,4 км, в которых есть 264 вагона и четыре локомотива. Специальные рейсы больше, и самый длинный из них - рейс 21 июня 2001 года, который состоял из восьми локомотивов, 682 вагонов и одного машиниста поезда. Весь поезд имел внушительную длину 7300 метров! Размер грузовых поездов Бразилии достигает 3,2 км. Они работают на железной дороге Карахаса и обычно перевозят железную руду и целлюлозу.
В Китае есть массовые грузовые поезда, которые обычно проходят в размере до 3,2 км.
В Мавритании ходят 3-километровые поезда, которые перевозят железную руду.
Большинство наливных грузовых поездов в России составляют несколько километров в длину, но рекордсмен перевез уголь в 1986 году пробегом, в котором было перевезено 439 вагонов. Этот поезд был впечатляющей длиной 6500 метров.
Южноафриканские поезда железной руды, которые ходят по железной дороге Сишен-Салдана, обычно имеют длину до 4100 метров. Спецпоезд в 1989 году включал поезд длиной 7302 метра. Его шесть локомотивов толкали более 71 тысячи тонн веса. И это за всю историю был самый длинный поезд в мире.