Названный Бермудским треугольником, район был связан с рядом загадочных исчезновений, произошедших в 1945 году, когда бесследно исчезла эскадрилья из пяти самолетов ВМС США, выполнявшая учебную миссию. Что именно произошло с этими самолетами - а также с кораблями и самолетами, которые якобы пропали без вести в Треугольнике с тех пор - является предметом множества предположений, поскольку популярные теории охватывают весь спектр от сверхъестественного до научной фантастики.
Однако записи, хранимые Сетью авиационной безопасности и Береговой охраной США (USCG), указывают на то, что многие из этих исчезновений могут быть связаны с штормовыми явлениями в этом районе или с небезопасными условиями на самих транспортных средствах.
На веб-сайте USCG есть ответ на часто задаваемый вопрос: «Существует ли Бермудский треугольник на самом деле?» гласит заявление: «В ходе обзора множества потерь самолетов и судов в этом районе за эти годы не было обнаружено ничего, что указывало бы на то, что жертвы были результатом чего-либо, кроме физических причин».
Другими словами, нормальные океанические процессы и простая человеческая ошибка являются вероятными виновниками, а Бермудский треугольник не более загадочен, подозрителен или опасен, чем любой другой участок открытого океана.
Как появился Бермудский треугольник
По данным Национальной океанической службы, моря и океаны Земли покрывают примерно 70 процентов планеты, достигая глубины около 3700 метров в среднем и до 11 000 м в самой глубокой точке. Это объем примерно 1,35 миллиардов кубических километров воды, поэтому неудивительно, что лодки и самолеты могут, казалось бы, исчезать в них и не оставлять никаких следов своего прохождения.
В 1964 году репортер по имени Винсент Гэддис назвал зону площадью 1,3 миллиона квадратных километров у юго-восточного атлантического побережья США «Бермудским треугольником». Гэддис придумал название для истории, которая появилась в журнале Argosy и описывала необъяснимое исчезновение в 1945 году рейса 19 - пяти самолетов ВМС с 14 членами экипажа на борту.
Другой самолет ВМС с экипажем из 13 человек, который был отправлен на поиски пропавшего рейса 19, также так и не вернулся, по словам репортера и ветерана ВМС США Говарда Л. Розенберга, который написал о Бермудском треугольнике в статье для журнала «История и наследие военно-морского флота».
Розенберг сказал, что пилоты рейса 19, вероятно, потерялись, а затем у них закончился бензин. Если бы они разбились, тяжелые самолеты, вероятно, развалились бы при ударе и затонули, а вода была бы слишком холодной, чтобы экипаж продержался очень долго, даже если бы они выжили в аварии.
Самолетом-спасателем был PBM Mariner, модель самолета, которую обычно называют «летающим бензобаком», потому что она легко воспламеняется. По мнению Розенберга, вероятность того, что спасатели сами попали в аварию, высока.
С тех пор слухи о Треугольнике значительно выросли, но количество исчезновений в районе с интенсивным движением ненамного больше, чем в других часто посещаемых частях океана. «Район треугольника оказался одним из наиболее посещаемых регионов в мире, и чем больше количество кораблей или самолетов, тем больше шансов, что с некоторыми что-то случится», - написал Розенберг.
Штормовая погода
По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), тропические штормы и ураганы также распространены в этом регионе Атлантики, что может быть причиной многих зарегистрированных исчезновений людей, произошедших на протяжении многих лет в Бермудском треугольнике.
Суда, проходящие через этот район в прошлом, были бы более уязвимы к внезапным и экстремальным погодным изменениям, чем суда сегодня, у которых есть доступ к более точным прогнозам, говорится в заявлении NOAA.
По словам Розенберга, короткие, но сильные грозы, называемые мезометеорологическими штормами, которые также могут возникать в море без предупреждения, также могли сыграть определенную роль, нарушив связь судов и вызвав огромные волны.
Присутствие множества островов в Карибском море создает мелководные пространства, которые также могут создать проблемы для больших судов, говорится в заявлении NOAA. А если случится авария, акулы и барракуды быстро расправятся с телами в воде, а стремительный поток Гольфстрима быстро рассеет любые следы обломков с места крушения или взрыва.
«Океан всегда был загадочным местом для людей, и когда речь идет о ненастной погоде или плохой навигации, он может быть очень смертельным местом», - говорится в заявлении NOAA. «Нет никаких доказательств того, что таинственные исчезновения происходят в Бермудском треугольнике с большей частотой, чем в любом другом большом, хорошо посещаемом районе океана».
Может метан?
Тем не менее, суеверия о «силах» Треугольника оказались удивительно устойчивыми и продолжают вырисовываться в общественном сознании. Некоторые суеверия даже недавно пустили корни, основанные на новых геологических открытиях.
В марте 2015 года исследование подробно описало коллекцию кратеров в Баренцевом море у побережья Норвегии. Авторы исследования предположили, что эти кратеры могли быть вызваны взрывами древнего метана, выпущенными после окончания последнего ледникового периода, 11700 лет назад. Эти «выбросы» произошли, когда повышение температуры океана привело к увеличению давления и высвобождению метана из газовых гидратов, твердого ледяного вещества, образованного газами в сочетании с замороженной водой.
Некоторое освещение исследования в СМИ предполагало связь с Бермудским треугольником, предполагая, что внезапные и сильные взрывы метана могут создать провалы или пузырьки газа, которые быстро выведут из строя и затопят корабли. Однако, по словам Кэролин Руппел, геофизика-исследователя и руководителя проекта газовых гидратов Геологической службы США, такое объяснение крайне маловероятно.
«Мы действительно знаем, что сейчас вы видите метан, исходящий с морского дна, который довольно широко распространен», - сказал Руппел. Но, хотя медленная утечка метана обычна в океане, крупномасштабные выбросы, подобные тем, которые могли произойти, когда ледниковый период закончился, с тех пор не регистрировались, сказала она. Руппел добавил, что когда газовые гидраты распадаются, они не разрушаются со взрывом, если только не происходит накопление экстремального давления, которое может произойти в результате резкого изменения климата, и то только в тех частях океана, где находится вода. достаточно мелкая, чтобы на газовые гидраты могли повлиять изменения температуры воды, как, например, в районе Баренцева моря, где были обнаружены кратеры.
Фактически, большая часть метана, просачивающегося сегодня в океан, перерабатывается микробами в двуокись углерода задолго до того, как достигнет поверхности. «Так что не ждите больших катастроф в ближайшие несколько столетий», - сказал Руппель.